--}}
Это техническое описание используемой технологии блокчейна, дающее пользователям и потенциальным инвесторам максимально полное и одновременно доступное описание проекта, принципов его существования и достигаемых с его помощью целей. В своё время Bitcoin whitepaper размером 10 страниц, опубликованный Сатоши Накамото, стал началом для развития всей криптовалютной индустрии. Именно он рассказал о возможностях и преимуществах децентрализованной системы, привлекая на свою сторону большое количество людей.
Сегодня под whitepapers BTC необходимо понимать в основном инструмент маркетинга, привлечения в проект потенциальных инвесторов. На его основе любой обозреватель блокчейн может сделать первые выводы о степени надежности проекта, снизить риски столкновения с мошенниками. Например, за счет проверки публикуемого состава участников проекта (разработчиков), степени уникальности предлагаемого материала. Конечно, знакомство с документом не способно полностью защитить от мошенников, но вероятность столкнуться с ними становится меньше.
Практически обязательным наличие whitepapers стало несколько лет назад на фоне распространения биржевых ICO, когда разработчики криптовалют за счет первичного размещения на криптовалютных биржах своих токенов привлекали средства для дальнейшего развития сети. Сейчас на фоне негативного отношения к данным операциям со стороны государственных регуляторов, их проведение стало редкостью.
Аналитики признают, блокчейн новости о создании новых проектов не дают потенциальным инвесторам какой-либо детализации в условиях отсутствия реального продукта, который можно всесторонне оценить. Предложенный же white paper позволяет получить хоть какую-то первичную информацию. Для многих качество оформления данного документа и детальность его проработки выступают способом оценить надежность проекта и его жизнеспособность.
Стоит отметить, что на фоне бума ICO 2017-2018 годов первоначальный смысл whitepaper несколько поменялся, из технического описания он превратился больше в коммерческий документ – бизнес-план, рассказывающий инвесторам о способах капитализации продукта и извлечения прибыли всеми участками.
Если проанализировать последние новости эфириума, а именно на основе этого блокчейна создается большинство новых криптовалют, можно отметить отказ многих проектов от детального описания технической стороны процесса, ведь они имеют ограниченные возможности по привлечению средств через ICO на развитие своего проекта.
Фактически именно ограничения, установленные для проведения операций ICO, и полное отсутствие их регулирования обесценили white paper. Только действительно крупные проекты продолжают использовать данный инструмент маркетинга в своей деятельности, в то время как создатели более мелких проектов обходятся без него вовсе.
Почему биткоин в свое время нашел понимание среди энтузиастов альтернативных финансовых систем? Потому, что предложенный Сатоши Накамото whitepaper оказался им понятен, а заложенные в нем идеи привлекательны. Сегодня же любой блокчейн сайт с собственной криптовалютой создается в первую очередь как источник заработка на торговых операциях, а интерес к его экосистеме и потенциале использования оказывается вторичным.
Не исключено, что время whitepaper уходит в прошлое, но говорить об этом однозначно пока рано.